Внесен проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

12 ноября 2018 г., понедельник

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части усиления контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала при их направлении на улучшение жилищных условий.

Действующее законодательство позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, обеспеченным ипотекой и заключенным в том числе с "иными" некредитными организациями,  которые не относятся к организациям, подконтрольным Банку России и другим государственным органам.

Организации подобного типа не включены в перечень организаций, осуществляющих денежные операции, и, как следствие, они не подпадают под действие Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Практика применения Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", исключившего микрофинансовые организации из перечня организаций, на погашение обязательств по договорам займа которых направлялись средства материнского (семейного) капитала, показала, что если до вступления в силу указанного Федерального закона доля договоров займа с микрофинансовыми организациями составляла 36,7% от общего количества договоров займа, на погашение обязательств по которым направлялись средства материнского (семейного) капитала, то после исключения микрофинансовых организаций из числа операторов средств материнского (семейного) капитала доля их участия фактически перераспределилась между кредитными потребительскими кооперативами - 13,9% и "иными" организациями - 22,7%.

В настоящее время доля займов у "иных" организаций, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, в общем количестве кредитов и займов, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, составляет 17,1%.

Займы предоставляются "иными" организациями по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает затраты семьи на приобретение жилья за счет оплаты повышенных процентов и риски несвоевременной оплаты либо неоплаты основного долга и процентов по полученному займу. Данное обстоятельство может привести к изъятию заложенного (часто единственного) жилья заемщика.

В связи с этим риски неправомерных действий с использованием средств материнского (семейного) капитала, направляемых в погашение займов, выдаваемых такими организациями, остаются высокими.

В целях дальнейшего ограничения выхода на рынок организаций, деятельность которых не контролируется Банком России и другими государственными органами и может быть направлена на совершение противоправных действий в отношении средств материнского (семейного) капитала, представляется целесообразным исключить "иные" организации из числа организаций, предоставляющих займы, на погашение которых возможно направление средств материнского (семейного) капитала.

Одновременно законопроектом предлагается включить в число указанных организаций  единый институт развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ", ранее - АО "АИЖК"), а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, выделив их из числа "иных" организаций.

Таким образом, предлагаемые изменения позволят установить исчерпывающий перечень организаций, контролируемых Банком России, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, и при этом не повлекут за собой ущемления прав граждан в части распоряжения ими средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

В целях усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых с использованием средств материнского (семейного) капитала, законопроектом предлагается установить в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий  наличие информации о признании непригодным для проживания жилого помещения (объекта индивидуального жилищного строительства), приобретение которого в соответствии с указанным заявлением планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

В целях получения информации о пригодности (непригодности) жилого помещения законопроектом предусматривается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют запрос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) об отсутствии или наличии в отношении жилого помещения информации о признании его непригодным для проживания либо подлежащим сносу или реконструкции.

Предлагаемые изменения позволят исключить возможность злоупотребления со стороны владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал при использовании средств материнского (семейного) капитала на приобретение помещений, непригодных для проживания.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International