Представитель Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан принял участие в заседании Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике

14 декабря 2017 г., четверг

13 декабря в парламенте республике состоялось заседание Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике.

         Одним из наиболее обсуждаемым стал вопрос «Об организации профессионального обучения и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

 

Необходимо отметить, что в настоящее время в 52 учреждениях обучаются более 7 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них более 3 тысяч – дети-инвалиды. Кроме, того на территории республики функционируют 2 учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Более 7 тысяч детей с ОВЗ в настоящее время обучаются в общеобразовательных школах. Для этого внедряются различные модели интеграции детей с ОВЗ.

Наиболее распространенной моделью является обучение детей в специальных классах на базе общеобразовательных организаций.

В 11 муниципальных районах Республики Татарстан (Аксубаевский, Альметьевский, Буинский, Высокогорский, Нижнекамский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Тюлячинский, Черемшанский, Апастовский) и Приволжском районе г. Казани  такие классы организованы на базе общеобразовательных организаций, где обучаются более 600 детей в интегрированных формах (дети с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития).

В республике определены 211 учреждений, которые являются базовыми общеобразовательными организациями, обеспечивающими внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС для ОВЗ).

Развиваются различные формы обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включая индивидуальное обучение; на дому обучаются около 2 тысяч детей, в том числе дети из учреждений для детей с ОВЗ.

В рамках создания условий для  реализации дистанционного образования за период с 2009 по 2016 год Министерством образования и науки Республики Татарстан было закуплено 900 комплектов специализированного компьютерного оборудования для детей-инвалидов. 689 детей-инвалидов обучаются на дому с ипользованием информационных технологий. Все они зарегистрированы в государственной информационной системе «Электронное образования Республики Татарстан», получают оценки и домашние задания в электронный журнал, пользуются цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками и электронными приложениями к ним.

В 2016 году в Республике Татарстан разработан портал дистанционного обучения http://webobr.ru (далее – Портал). Основная цель данного Портала предоставить возможность получения качественного образования с использованием технологий удаленного обучения. Потенциальное количество детей-инвалидов, которых можно обучать с применением дистанционных технологий, составляет 1029 человек.

Одним из важных направлений интеграции ребёнка с ОВЗ в социальную среду является его ранняя допрофессиональная подготовка.

Основные направления, по которым дети с ОВЗ получают профессию: оператор швейного оборудования, мастер отделочных и строительных работ, пекарь, кондитер сахаристый изделий, повар-кондитер, портной, сборщик обуви, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, слесарь, мастер столярно-плиточных и паркетных работ, лепщик-модельщик архитектурных деталей.

В 2016/2017 учебном году общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ окончили 603 человека, в профессиональные образовательные организации поступили 423 человека, т.е. 70% выпускников. В образовательные организации высшего образования поступили 23 выпускника-инвалида. В 15 образовательные организации высшего образования республики созданы специальные условия для обучения лиц с ОВЗ.

Впервые в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов учреждений для детей с ОВЗ, выявления и популяризации эффективного опыта организации деятельности в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ с 6 июня по 3 июля 2017 года проведен конкурс на получение гранта «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ОВЗ». Сформирован список 30 грантополучателей, которым выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. Среди критериев эффективности деятельности педагогов – работа по профессиональному самоопределению их воспитанников.

 В Республике Татарстан уделяется большое внимание организации и проведению конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данные конкурсы рассматриваются как инструмент профессиональной ориентации, мотивации людей с инвалидностью и  ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, а также содействие трудоустройству.

Так по инициативе Всероссийского общества глухих и согласно поручению Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова 28-29 апреля 2017 года в Казани состоялся первый в мире чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов по слуху DeafSkills. Воспитанники ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ» приняли активное участие в данном чемпионате.

Основной целью проведения Чемпионата DeafSkills стало создание эффективной системы профессиональной ориентации и мотивации лиц с инвалидностью по слуху к профессиональному образованию и саморазвитию, содействие их дальнейшему трудоустройству и поиск путей решения

Кроме того, традиционным стал республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» для детей с ОВЗ. В этом году в конкурсе приняли участие представители из 35 школ для детей с ОВЗ. Более 70 участников боролись за звание лучшего по трем основным профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Штукатурно–малярное дело». Победителям конкурса, занявшим призовые места, присвоено звание «Лучший по профессии».

Обучающиеся образовательных организаций для детей с ОВЗ ежегодно принимают участие во Всероссийском Фестивале «Спорт и Творчество». В текущем году воспитанники ГБОУ «Мамадышской школы – интерната для детей с ОВЗ» заняли призовые места.

Ежегодно на базе организаций дополнительного профессионального образования проходят повышение квалификации более 600 педагогических работников учреждения для детей с ОВЗ. Третий год подряд программы проходят экспертизу республиканского Экспертного совета по оценке программ повышения квалификации работников образования и включаются в республиканский реестр.

Традиционно Министерством образования и науки Республики Татарстан проводятся семинары-совещания для руководителей учреждений для детей с ОВЗ, специалистов отделов образования муниципальных районов, курирующих вопрос обучения детей с ОВЗ, руководителями психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации федеральных стандартов для детей с ОВЗ.

 

Также на заседании были рассмотрены следующие вопросы:

 

  1.  

Об итогах мониторинга Закона Республики Татарстан Республики Татарстан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики»

  1.  

О проекте закона Республики Татарстан № 404-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (II чтение)

  1.  

О проектах федеральных законов и обращениях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

  1.  

О проекте федерального закона № 299785-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в части повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей)

  1.  

 

Об обращении Ярославской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу принятия федерального закона о государственной молодежной политике

  1.  

О работе Комитета Государственного Совета Республики Татарстан
по социальной политике в 2017 году

  1.  

О Примерном плане работы Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике на 2018 год

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International