Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Г.Л.Удачина приняла участие в планерном заседании на тему: «Десятилетие детства: проблемы, лучшие практики и перспективы школьного здравоохранения»

20 июня 2018 г., среда

Сегодня на базе Казанского государственного медицинского университета состоялась панельная дискуссия «Десятилетие детства: проблемы, лучшие практики и перспективы школьного здравоохранения» с участием в обсуждении представителей профильных министерств и ведомств республики, научного и родительского сообщества, лидеров общественных организаций, руководителей социальных и медицинских учреждений, педагогов, психологов и журналистов.

Гиподинамия, цифровая среда жизнедеятельности и нездоровое питание являются основными рисками для здоровья школьников. При этом 60 – 70% выпускников российских школ имеют хронические заболевания, а некоторым из них поставлены сразу несколько серьезных диагнозов.

Как отметила заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель депутатского объединения «Мерхемет» – «Милосердие» Татьяна Ларионова, открывая встречу, «десятилетие детства, объявленное в России в 2018 – 2027 годах, дает возможность решить многие ключевые проблемы здоровьесбережения детей, объединить усилия и улучшить межведомственное взаимодействие всех органов государственной власти». Руководитель объединения женщин-депутатов Государственного Совета подчеркнула, что в настоящее время в Государственной Думе ФС РФ рассматривается  законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, регламентирующие  дальнейшую работу школьного здравоохранения, и рекомендации участников форума как никогда актуальны.   

«Далеко не в каждой школе сегодня есть лицензированный медицинский кабинет, - отметила Татьяна Ларионова, - к сожалению, мы теряем детей на уроках физкультуры, а это говорит не только о физической неготовности детей, но и, возможно, об ошибках педагогов. Скорая помощь в некоторых случаях не успевает приехать и спасти ребенка. Поэтому важно провести необходимую подготовку учителей по оказанию первичной медицинской помощи».

«Мы говорим о здоровье ребенка, продолжила она, - но если в любой аудитории попросить поднять руки тех, у кого дети или внуки каждый день делают зарядку, рук-то будет мало… То есть мы в первую очередь уповаем на педагогов и медиков, а элементарные вещи для здоровья своих детей не делаем. Именно поэтому необходимо объединить усилия медиков, педагогов и родителей».

Вопрос состояния здоровья и благополучия школьников отражает не только текущую ситуацию, но и дает прогноз на будущее, уверена Татьяна Ларионова.  Именно поэтому в республике в последнее время уделяется такое большое внимание школьной инфраструктуре. Только в прошлом году в Татарстане было капитально отремонтировано 29 общеобразовательных и 7 коррекционных школ, построено 6 новых, в этом году ремонт ведется в 16-ти общеобразовательных и 11 кадетских, 12 новых школ распахнут свои двери к началу учебного года. Ежегодно ремонтируются детские оздоровительные лагеря и подростковые клубы, запущена масштабная республиканская программа капитального ремонта поликлиник, в том числе и детских.     

«Сегодня мы должны ответить на главный вопрос – что нужно сделать, чтобы школа внесла свой весомый вклад в сохранение здоровья учащихся», - так Татьяна Ларионова определила основную цель форума.

Безусловно, под здоровьем школьников подразумевается не только физическое состояние, но и психологическое благополучие. По словам заместителя директора по научной работе ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения России, заведующего кафедрой гигиены детей и подростков МГМУ им. И.М.Сеченова Владислава Кучмы, только 20 – 30% российским школьникам нравится учиться в школе. Кроме того, как отметил ученый, «у России более высокий уровень распространенности буллинга («травли» отдельных учеников в школе) по сравнению с другими развитыми странами. Примерно треть учащихся (20 – 27%) сталкивалась с кибербуллингом.    

«Цифровое пространство – это состояние, в котором находимся все мы, и взрослые и дети, - отметила заместитель Премьер-министра республики Лейла Фазлеева, - это факт, который нужно просто признать, а не бояться его. Безусловно, для того, чтобы информация не была опасна, ею нужно управлять. Иными словами, нужно научить ребенка жить в информационном пространстве».

Вице-премьер Татарстана отметила, что в республике совместно с педагогами и медуниверситетом разработан ряд программ, направленных на защиту детей, на то, чтобы ребенок не страдал от получаемой им информации.

Действенным механизмом в этой работе Лейла Фазлеева назвала открытые родительские собрания в интернете, которые сегодня пользуются невероятной популярностью. Одно из них как раз было посвящено социальным сетям.

«Когда мы говорим о зависимости от социальных сетей, оружием могут быть сами социальные сети», - считает депутат Государственного Совета, ректор Казанского государственного медицинского университета, Алексей Созинов. Он сообщил, что в республике в настоящее время идет работа над созданием информационного ресурса «Вместе ради детей», который будет насыщен необходимыми методическими материалами по данной проблематике.

После планерного заседания дискуссия продолжилась в рамках трех секций «Охрана здоровья детей школьного возраста», «Здоровьеформирующее пространство образовательной среды» и «Роль семьи в сохранении здоровья». По итогам обсуждения была принята резолюция, в которой, в частности, рекомендовано организовать комплексное медико-социальное исследование здоровья школьников, учредить республиканский конкурс «Здоровая семья», создать единый информационный ресурс по формированию здоровьесберегающего пространства в школах, включить в программы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов вопросов организации здоровьесберегающего образования, создать республиканскую систему динамического наблюдения за физическим, психологическим и социальным здоровьем учащихся и т.д.  

Подготовлено по материалам пресс-службы Государственного Совета Республики Татарстан.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International